«Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни»
Соблюдая правила безопасного поведения, Ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать жестокого обращения с ним.
Обучение детей навыкам безопасного поведения:
1. Безопасность по телефону:
· Поднимая трубку, ребенок не должен называть своего имени и говорить, что он находится дома один.
· Нельзя называть свой адрес. Ребенку следует попросить собеседника перезвонить позже, назвав время прихода родителей.
· Если абонент ошибся номером — ребенку следует попросить собеседника назвать набранный им номер. Сообщать свой номер нельзя.
· Если звонящий представляется другом родителей ребенка – следует попросить его позвонить позднее – когда родители будут дома.
· Если звонят знакомые родителей ребенка и говорят, что они скоро придут – ребенок должен попросить их подойти ко времени прихода родителей.
2. Безопасность: один дома:
· Ребенок не должен открывать дверь незнакомым людям.
· Если звонящие в дверь представляются работниками коммунальных служб — ребенку следует попросить их прийти позднее, когда дома будут родители.
· Нельзя сообщать незнакомым людям о распорядке дня своей семьи.
· Если ребенок не может открыть дверь — нельзя доверять ключи посторонним.
· Если ребенок пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой – нельзя заходить в квартиру. В этом случае необходимо пойти к соседям и от них позвонить домой, и если трубку не снимают, вызвать полицию по телефону «02».
· Если около квартиры стоит посторонний, не следует подходить к нему, нужно пойти в другой конец лестничной клетки и позвонить к соседям, попросить их о помощи.
3. Безопасность в лифте:
· Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение.
· Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.
· Если кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.
· Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не следует угрожать, рассказать все родителям или полиции. Нужно постараться вовлечь насильника в разговор. Если ребенок все же стал жертвой насилия, жестокого обращения – следует рассказать все родителям и сходить с ним на медицинское освидетельствование.
4. Безопасность на улице:
· Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.
· Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми.
· Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.
· Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
· Если вы не сможете прийти за ребенком в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.
· Если ребенка пытаются втянуть в спор или драку – ему следует уходить немедленно. Если к ребенку подошли люди и спрашивают, как пройти куда-либо – он может объяснить это на словах, но ни в коем случае не провожать их, даже если это по дороге или обратившиеся к нему люди предлагают подвезти его на машине.
· Ребенок не должен играть вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках.
· Если ребенок уходит из дома в отсутствие родителей, — ему нужно оставить записку с информацией о том, куда и с кем он уходит, и когда вернется.
· Введите в семье правило – если задерживаешься – звони домой. Если во время прогулки к ребенку подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что-то за это – ребенку нужно отказаться, а вечером рассказать об этом родителям.
· Если незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что-либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом.
· Если ребенок видит тормозящую машину, и сидящие в ней люди предлагают подвезти ребенка, или спрашивают, как проехать куда-либо — он должен как можно дальше отойти от машины и ни в коем случае не садиться в нее – если даже если улица, которую они ищут, ему по пути.
Действия родителей по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних детей:
· Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
· Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
· Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;
· Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
· Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы: что необходимо делать, если возник пожар; безопасность на дороге, в лесу, на воде; общение с незнакомыми людьми; нахождение дома без взрослых и т. п.
Алгоритм действий родителей в случаях пропажи детей:
1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения: обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.
2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.
3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении.
Памятка для родителей № 1:
· Помните, что в случае насилия над Вашим ребенком нарушены его права: право на безопасность; право на сохранение своего здоровья (как соматического — физического, так и морально-психологического).
· Если Вам стало известно о фактах жестокого обращения и насилия над Вашим ребенком: поговорите с ребенком, поддержите его;
· Если есть синяки, ссадины – обратитесь к медицинским работникам (в поликлинику, травмпункт, медицинской сестре образовательного учреждения) для освидетельствования и оказания медицинской помощи;
· Напишите заявление участковому полицейскому (или инспектору комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); при обнаружении факта насилия в образовательном учреждении – руководителю образовательного учреждения;
· Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.
Памятка для родителей, педагогов № 2:
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии:
· Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
· Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний. Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
· Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
· Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
· Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
· Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги. После окончания разговора сделайте подробную запись.
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:
· Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь.
· Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии. Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
· Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым. Будьте последовательны в своих действиях.
· Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.
· Применяйте технику Я — сообщения. Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий. Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
· Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
· Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.
Профилактика конфликтов с детьми.
Рекомендации для родителей:
· Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.
· Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
· Выбирайте наказание, адекватное проступку.
· Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
· Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома. Развивайте в ребнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
· Научите ребнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
· Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков.